Приложение к основной образовательной программе дополнительного образования МБОУ «Крайненская средняя школа» (приказ от 29.08.2023г. №151) ПРИНЯТ на заседании педагогического совета МБОУ «Крайненская средняя школа» Протокол от 28.08.2024 № 12 УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ «Крайненская средняя школа» от 29.08.2024 № 133 УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Крайненская средняя школа» Сакского района Республики Крым на 2024/2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учѐта интересов обучающихся, с учѐтом профессионального потенциала педагогического коллектива и в соответствии с нормативными документами системы дополнительного образования детей. Учебный план занятий объединений дополнительного образования детей на 2022/2023 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами: Конституцией Российской Федерации; Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31марта 2022 г. № 678-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями от 02.02.2021 г.№ 38) Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Крайненская средняя общеобразовательная школа». Главная задача для школы - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности обучающихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования. Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную, направленности направленность, а также внедрения современных методик обучения и воспитания детей, их умений и навыков. Реализация федерального проекта «Образование» обеспечивает выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учѐтом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями, в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для обеспечения реализации Проекта на базе МБОУ «Крайненская средняя школа» создан центр дополнительного образования «Точка роста. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в интересах личности, общества и государства. Цель блока дополнительного образования в МБОУ «Крайненская средняя школа» - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Задачи: - повышение эффективности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающихся; - личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся; - обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - воспитание у детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье; - развитие эстетического вкуса; - расширение кругозора обучающихся; - организация содержательного досуга; - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: оно способствует возникновению у ребѐнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля детей, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у ребѐнка практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Содержание и принципы организации системы дополнительного образования в школе. Дополнительное образование в школе строится на сочетании базового школьного образования с дополнительным, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социальнокультурных и образовательных потребностей детей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребенка. Система дополнительного образования представлена работой кружков спортивных секций. Такая структура дает возможность обучать детей творческому, созидательному труду, дает детям информацию о прикладных видах деятельности, формирует умения и навыки по выбранному профилю, готовит обучающихся к будущей самостоятельной жизни и несет определенное профориентационное содержание. В настоящее время дополнительное образование детей в МБОУ «Крайненская средняя школа» представлено 2 направлениями: - естественнонаучная; - техническая; Организация образовательного процесса. Работа МБОУ «Крайненская средняя школа» осуществляется на основе годового учебного плана, общеобразовательных общеразвивающих программ и учебно-тематических планов. Приѐм детей в объединения, секции осуществляется по желанию обучающихся. Расписание занятий в объединениях составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Перенос занятий и изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально. Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня с учѐтом организационных моментов и здоровьесберегающих технологий. Занятия в группах ведутся строго по расписанию. Расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима деятельности и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей. Деятельность детей осуществляется в одновозрастных объединениях по интересам. Занятия проводятся в строгом соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.1249-03, СанПиН 2.4.2.1178-02, СанПиН 2.1.2.1188-03, в обязательном порядке включают здоровье сберегающие технологии (физкультминутки, динамические паузы). Продолжительность занятий в объединениях (кружках, секциях) реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности (художественная, естественнонаучная, социальнопедагогическая, техническая, физкультурно-спортивная, туристскокраеведческая) устанавливается: - в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день; - после 30-45 минут теоретических занятий организовывается перерыв длительностью не менее 10 мин. - занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронновычислительным машинам и организации работы; - продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 - 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут; - зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта . Учебный план отражает: - направленность образовательных программ; - название программы; - общее количество часов в неделю, в год, необходимых для реализации программы; - срок реализации; - возраст учащихся. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 3045 минут в зависимости от возраста учащихся: в 1 классах – 30 минут, во 211 классах – 40 минут. Дополнительное образование на 2024-2025 учебный год № Направленн ФИО П/п ость педагога Название программы Груп пы Срок Кол-во реализации часов в год/неделю 5 Естественнонаучная Естественнонаучная Естественнонаучная Естественнонаучная Техническая Велиляева Н.С. Велиляева Н.С. Велиляева Н.С. Велиляева Н.С. Бекирова В.С. 6 Техническая Бекирова В.С. 1 2 3 4 Человек и его здоровье Человек и его здоровье Человек и его здоровье Человек и его здоровье Основы робототехники с «DOBOT» Основы робототехники с «DOBOT» 1,2 кл. 1 год 36/1 3,4 кл. 1 год 36/1 5/8 кл. 1 год 36/1 9 кл. 18/0,5 1 год 6,7 кл. 1 год 36/1 8,9 кл. 1 год 36/1