ПРОГРАММА ДО Человек и его здоровье

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крайненская средняя школа» Сакского района Республики Крым

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы – 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 13 лет
Составитель: Велиляева Н.С.
Должность: учитель биологии и химии

2023 г.

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности «Человек и его здоровье» составлена
в соответствии со следующей нормативно-правовой основой:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
2.Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
3.Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
4.Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
№216);
5.Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. 996-р;
6.Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726р;
7.Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
8.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9.Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10.Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
11.Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12.Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
2

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
13.Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК- 641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»;
14.Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019
№ ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
15.Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
16.Методическими рекомендациями для педагогических работников и
руководителей
образовательных
организаций
Республики
Крым,
реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы различной направленности «Проектирование дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ», Симферополь, ГБОУ
ДПО РК КРИППО, 2021;
17. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Направленность программы - естественнонаучная
Новизна,
актуальность,
педагогическая
целесообразность,
отличительные особенности программы.
Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает
сведения о том, что экологические проблемы, стремительный ритм жизни,
нерациональное питание оказывает пагубное влияние на состояние здоровья
человека. Важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья
человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей
среде.
Актуальность программы:
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. На сегодняшний
день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее
актуальных проблем современности, показатель качества жизни.
Здоровый образ жизни определяется следующими существенными
признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление,
3

физическое оздоровление. Вести здоровый образ жизни – это значит
самосовершенствоваться духовно, психически и физически, улучшать
социально-экономические условия жизни.
Поэтому, необходимо своевременно готовить специалистов, для участия
в поиске решения встающих перед человечеством проблем, привлекая
внимание школьников к проблемам здоровья человека и их профилактике.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
“Человек и его здоровье” определена тем, что ориентирует обучающихся на
приобщение к здоровому образу жизни, применение полученных знаний,
умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего здоровья.
Благодаря эколого-биологическому образованию и воспитанию у
обучающихся формируется представление о влиянии окружающей среды на
здоровье человека, стремление к здоровому образу жизни и понимание
активной роли человека к природе – в этом и заключается педагогическая
целесообразность разработанной образовательной программы.
Отличительные особенности данной образовательной программы
заключается в том, что особое внимание уделяется познавательной активности
учащихся, самостоятельной учебной работе, защите проектов. На
практических занятиях обучающиеся самостоятельно анализируют состояние
своего организма.
В структуру программы входят: 3 раздела(теория, практика). Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Адресат
программы
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Человек и его здоровье» рассчитана на
учащихся 13 лет
Объем и срок освоения программы – данная программа рассчитана на
1 год обучения продолжительностью 36 часов
Уровень программы – стартовый
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Содержание программы направлено на формирование универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
развитие
познавательных
и коммуникативных качеств личности.
Состав группы – постоянный, не более 10 человек.
Режим занятий - 1 часа в неделю

4

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся ценностей здорового образа
жизни и правильных представлений о здоровье и функциях человеческого
организма
Задачи:
Образовательные
1. Обучить основным понятиям, терминам и определениям биологии человека,
способствовать формированию системы доступных по возрасту валеологических
знаний.
2. Ознакомить с признаками нарушения физиологических процессов органов и
систем, методами предупреждения возникновения и развития заболеваний.
3. Овладеть методами оказания неотложной помощи.
4. Обучить методам рационального мышления и накопления знаний в различных
областях биологии.
5. Научить наблюдать и сопоставлять факты и закономерности в области
анатомии и физиологии человека, заболеваний и их симптомов, показателей
здоровья и функциональных возможностей организма.
6. Приобрети навыки учебно-исследовательской деятельности по анатомии,
физиологии и экологии человека.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию и самовоспитанию таких качеств личности как
патриотизм, доброта, стремление помогать другим и принимать помощь,
терпимость и готовность к сотрудничеству.
2. Воспитать потребность в поддержании собственного здоровья и здоровья
окружающих, готовность к оказанию простейшей и допустимой доврачебной
помощи.
3. Проводить профориентацию на профессии в области медицины, анатомии и
физиологии, медико-биологических дисциплин в целом.
Развивающие:
1. Развивать память и мышление, наблюдательность и произвольное внимание
на материале медицины и смежных областей.
2. Развивать навыки общения, способствовать психологической совместимости и
адаптации в разновозрастном коллективе.
3. Развивать интерес к мыслительной и творческой деятельности, расширению
эрудиции и углублению знаний.
4. Создать условия для расширения кругозора, познакомить с новейшими
достижениями медицины и смежных наук.

5

1.3 Воспитательный потенциал программы
В ходе изучения программы у учащихся реализуется здоровье-сберегающее,
этическое, эстетическое, трудовое, экологическое, гражданско-патриотическое,
правовое воспитание, что способствует формированию гармоничной и
всесторонне развитой личности.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели,
обучающиеся творческого объединения «Человек и его здоровье» привлекаются
к участие учащихся в акциях, конкурсах, выставках, научно-практических
конференциях, сетевых проектах, акциях и мастер-классах. и т.п.
Основными задачами воспитательной работы в рамках ДООП «Человек и
его здоровье» является формирование гражданской и социальной позиции
личности, патриотизма, и национального самосознания учащихся; развитие
творческого потенциала и лидерских качеств; создание необходимых условий
для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.
В результате реализации воспитательного потенциала программы
учащиеся будут вовлечены в досуговую деятельность, улучшится психическое и
физическое здоровье, достигнут высокий уровень личностных достижений
учащихся (победы в конкурсах и олимпиадах). Родители будут привлечены к
активному участию творческого объединения.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа с элементами
тренинга, круглый стол, викторина, видеоэкскурсии, обучающие практические
занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: групповые,
работа в парах.
Воспитательные мероприятия по содержанию воспитания: социальные,
интеллектуальные, художественные, трудовые, досуговые и пр.
Методы воспитательного воздействия: беседа, убеждение, упражнение,
метод примера и его характеристики, поощрение и т.д.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
в процессе реализации данной программы будет достигнут высокий уровень
сплоченности коллектива, уровня личностных достижений, повышение интереса
к занятиям.

6

1.4. Содержание программы
Раздел 1. Человек и его здоровье (1 ч.)
Биосоциальная природа человека. Понятие здоровья. Виды здоровья. Факторы,
разрушающие здоровье. Связь окружающей среды и здоровья человека.
Механизмы действия физических факторов на организм человека. Механизмы
действия химических факторов на организм человека. Механизмы действия
биологических факторов на организм человека. Главные законы здоровья.
Составляющие здорового образа жизни.
Практическая часть:

Раздел 2. Организм человека. Общий обзор (29 ч.)
Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка:
строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в
организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Практическая часть:
человека на готовых микропрепаратах.
Опорно-двигательная система
Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Мышцы: их строение и
значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорнодвигательной системы.
Практическая часть:
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Группы крови. Резусфактор. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Донорство.
Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам.
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Лимфа. Лимфообращение.
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Просмотр видеофильмов о
донорстве.
Практическая часть:
измерение артериального давления

Дыхательная система
Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения. Четыре типа дыхания. Жизненная ѐмкость лѐгких
7

(ЖЕЛ). Голосовой аппарат. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их
предупреждение. Гигиена дыхания. Понятие об ароматерапии. Использование
эфирных масел.
Практическая часть:
после физической нагрузки.
Питание и здоровый образ жизни
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой
полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция
пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
Практическая часть:
, углеводов в пищевых продуктах.
Обмен веществ и энергии
Обменные процессы в организме. Теплорегуляция. Нормы питания. Витамины.
Основные гиповитаминозы. Рациональное питание. Режим питания. Питание в
культурах народов мира. Демонстрация таблиц суточных рационов для разного
возраста и различных режимов труда, таблиц содержания различных витаминов
в разных пищевых продуктах.
Практическая часть:
затрат.
Мочевыделительная система
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в
организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции
почек. Нефрон - функциональная единица почки. Образование первичной и
конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки,
мочеточников,
мочевого
пузыря
и
мочеиспускательного
канала.
Предупреждение их заболеваний. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Практическая часть:
Кожа
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих
организм от внешних воздействий. Функции эндосперма, дермы и гиподермы.
Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и
сальные железы. Типы кожи и натуральная косметика. Нарушения кожных
покровов и повреждения кожи. Грибковые заболевания кожи, их
предупреждение. Роль кожи в
терморегуляции. Закаливание организма.
Практическая часть:
– и макроскопическое).
8

Эндокринная система
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене
веществ, росте и развитии организма. Нарушения работы эндокринных желѐз.
Демонстрация видеофильма из серии «Тело человека», схем строения
эндокринных желез, таблиц биологической активности и точек приложения
гормонов, фотографий больных с различными нарушениями функций
эндокринных желез.
Нервная система
Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная
нервная система. Спинной мозг. Отделы головного мозга. Аналитико–
синтетическая функция коры больших полушарий. Демонстрация. Коленный и
мигательный рефлексы. Обзорные схемы проводящих путей головного и
спинного мозга.
Практическая часть:
Анализаторы
Строение анализаторов. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган
зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха
и равновесия. Органы осязания, обоняния и вкуса.
Практическая часть:
а.
Поведение и психика
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы
головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности
высшей
нервной
деятельности
человека.
Работоспособность.
Стрессоустойчивость. Демонстрация видеофильма из серии «Тело человека»,
модели торса человека, муляжей внутренних органов, таблиц, схем. Тест на
внимание, память.

Раздел 3. Первая медицинская помощь (7 ч.)
Общие принципы оказания первой медицинской помощи. Сущность и задачи
первой медицинской помощи (ПМП). Обязанности медицинских работников по
оказанию первой медицинской помощи, их права. Организация первой
медицинской помощи в России. Первая медицинская (доврачебная) помощь как
возможность спасения человека при угрожающих его жизни состояниях. Этапы
оказания первой медицинской помощи. Понятие об асептике и антисептике.
9

Средства оказания первой помощи: перевязочный материал, шины, антисептики,
табельные и подручные средства. Понятие о травме. Закрытые и открытые
травмы. Классификация ран. Виды кровотечений (носовое, желудочно –
кишечное, лѐгочное, артериальное, венозное, капиллярное). Оказание первой
медицинской помощи. Вывихи - врожденные, приобретенные. Переломы закрытые, открытые. Оказание ПМП с использованием подручных средств для
иммобилизации конечностей. Способы транспортировки пострадавшего. ПМП
при ушибах и растяжениях. Причины, клиника. Ожоги, причины, виды, степени.
Оказание первой медицинской помощи. Обморожение. Воздействие низких
температур на организм. Степени, клиника, первая помощь. Утопление. Удушье.
Отравление угарным газом. Общие принципы оказания первой медицинской
помощи после прекращения поступления кислорода в легкие. Искусственная
вентиляция легких и массаж сердца. Признаки клинической смерти.
Профилактика. Местные и общие патологические расстройства. Остановка
дыхания. Проведение искусственной вентиляции легких и непрямой массаж
сердца. Соблюдение мер личной безопасности при оказании медицинской
помощи. Признаки биологической смерти. Профилактика.
Понятие о травматических повреждениях (черепно-мозговая травма).
Повреждение позвоночника. Причины травматизма. Травматический шок,
оказание ПМП. Первая помощь при несчастных случаях. Укусы собак.
Первичная обработка раны. Направление пострадавшего в травмпункт для
оказания помощи и решения вопроса о проведении прививок против бешенства.
Укусы ядовитых змей. Зависимость состояния от места укуса змеи. Наибольшая
опасность от укуса в шею, голову при прокусывании вен. Помощь, удаление яда
из раны, отсасывание ртом или кровоотсосной банкой, госпитализация. Укусы
ос, пчел. Общая картина в зависимости от дозы яда индивидуальной
чувствительности (числа укусов). Общие симптомы, первая помощь, удаление
жала, обработка раны, прикладывание холода. Отравление ядовитыми грибами,
солениями. Классификация пищевых отравлений. Первая помощь. Промывание
желудка (беззондовый способ). Профилактика отравлений. Наличие аптечки
первой помощи на предприятиях и транспорте. Необходимые лекарственные
препараты, перевязочные материалы, инструментарий. Обозначение аптечек
первой помощи.
Просмотр видеофильмов. Экскурсии: Экскурсия в центр переливания крови,
медицинские лаборатории, медицинские учреждения.

10

Учебный план
№

Наименование
раздела/темы

Всего
часов

1

Человек и его
здоровье

1

2

Организм человека.
Общий обзор

29

29

13

3

Первая медицинская
помощь

7

7

9

Итого:

36

36

15

11

Аудиторные часы
Теория Практи
ка
1
2

Форма
аттестации/
контроля
Тестирование,
контрольная
работа,
практическая
работа
Самостоятельная
работа
Тестирование,
практическая
работа,
контрольная
работа,
Самостоятельная
работа
Тестирование,
Зачет
контрольная
работа
Самостоятельная
работа

1.5. Планируемые результаты
Личностные результаты
 Идентификация себя в качестве гражданина России, патриотизм; уважение к
Отечеству, чувство ответственности и долга перед Родиной; ощущение личной
сопричастности судьбе российского народа.
 Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, а также к осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.
 Формирование и развитие ответственного отношения к учению,
уважительного отношения к труду; приобретение опыта участия в социально
значимомтруде.
 Развитие морального сознания и компетентности в решении моральн ых
проблем на основе личностного выбора, формирование нравствен ных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.
 Формирование и развитие целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики.
 Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать
взаимопонимания.
 Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
 Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку и
медицину.
 Развитие эстетического сознания.
 Формирование и развитие экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно – оценочной и практической деятельности.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД:
 Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять
УД;
 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в
случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения
цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
12

 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
 В диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выбранные критерии
оценки. Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
 Выявлять причины и следствия простых явлений;
 Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий
для указанных логических операций;
 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
 Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
 Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом);
 В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
 Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
 Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций. Предметные результаты Обучающийся научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов и процессов
жизнедеятельности, характерных для организма человека; аргументировать,
приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства
человека с животными; аргументировать, приводить доказательства отличий
человека от животных;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики
заболеваний,
травматизма,
стрессов,вредныхпривычек,нарушенияосанки,зрения,слуха,инфекционных
и
простудных заболеваний;
13

 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у
человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущих
человеку;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения,
выявлять отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов),
процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, об- мен веществ, выделение и
др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической
науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить
исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи; знать и
соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит
возможность научиться:
 организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую
деятельность
по
биологии
(или
разрабатывать
индивидуальный
проект):выдвигатьгипотезы,планироватьработу,отбиратьипреобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований; прогнозировать последствия собственных
исследований с учетом этических норм и экологических требований;
 анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

аргументировать
необходимость
синтеза
естественнонаучного
и
социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
 выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия
антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы
снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
 использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и
повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Обучающиеся должны знать:
14

 наиболее распространѐнные заболевания, инфекции, их клиническую картину
и профилактику;
 хронические заболевания: причины возникновения, профилактика;
 значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
 принципы рационального питания;
 влияние отравляющих веществ на организм человека;
 о зависимости человеческого организма от ритмических процессов
жизнедеятельности:
 о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм
человека;
 способы укрепления здоровья человека;
 об организации поведения и психики человека;
 о психических процессах (восприятие, воображение, внимание, память,
мышление, эмоции); свойствах личности (индивидуальность, темперамент, воля,
самооценка), навыках общения и разрешения конфликтов; состоянии
окружающей среды в конкретной местности; влиянии окружающей среды на
здоровье человека; мерах по улучшению качества окружающей среды;
 алгоритмы решения генетических задач.
Обучающиеся должны уметь:
 оказать первую помощь при травмах;
 приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
 составить рацион питания;
 ухаживать за собственным телом (кожей, волосами, ногтями);
 решать генетические задачи;
 проводить простейшие исследования.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (см. Приложение № 1)
Начало учебного блока – 01.09.2022 г.
Конец первого полугодия – 29.12.2023 г. – 17 недель.
Начало второго полугодия – 09.01.2023 г.
Конец учебного блока – 31 мая 2022 г.
Продолжительность всего учебного блока –36 недель.

15

2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие:

оформления
и
презентации
результатов
исследования
(ноутбуки,
мультимедийный проектор, акустическая система, проекторная доска);
микроскопы),
секундомер, тонометр, сантиметровая лента и т.д.),
и;
природных материалов;
обучающие диски, презентации по темам;
-измерительные материалы: тестовые задания, карточки, анкеты.
2.3. Формы аттестации
Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Человек и его здоровье» применяются входной,
текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в
начале учебного года.
Цель - определить исходный уровень знаний обучающихся, определить формы и
методы работы с ними. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем,
раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается
качеством выполнения практических, исследовательских, творческих работ.
Анализируются отрицательные и положительные стороны работы,
корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью
заданий (тесты, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они
стимулируют работу обучающихся.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного
года. Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах. В
тестировании могут использоваться материалы итоговой аттестации по
биологии (ОГЭ и ЕГЭ).
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки:
тестирование, представление проектной работы, участие в конкурсах.
16

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
навыков оказания первой медицинской
помощи;
тие в различных конкурсах;
– творческие дела;

Материально-техническое обеспечение программы
1. Технические средства обучения:
-Персональный компьютер
-Принтер
-Цифровые лаборатории «Точка роста» для проведения биологического и
химического практикумов
2. Учебно-практическое оборудование:
Модель сердца человека
Модель легких человека
Модель слухового аппарата человека
Модель толстого кишечника человека
Модели головного мозга
Модели глаз человека
Микроскопы
Микропрепараты биологические
Набор покровных и предметных стекол (препаровальные игла)
Поперечный разрез грудного отдела спинного мозга
Почки человека
Клапаны сердца
Спинной мозг ребенка
Горизонтальный срез «Головной мозг человека»
Горизонтальный срез «Легкое с дыхательными путями»
Головной мозг фронтальный разрез
Биологические приборы для проведения опытов
Къюветы (лабораторный «поднос»)
Штативы лабораторные
Барельефный стенд: «Внутреннее строение человека»
17

Информационное обеспечение– аудио-, видео-, фото-, интернетисточники;
Методическое обеспечение образовательной программы
Виды учебных занятий: передача знаний; закрепление полученных
знаний; практические занятия.
Методы обучения:
словесные методы – беседа, лекция, инструктаж;
наглядные методы – демонстрация на занятиях различных схем, рельефных
таблиц, моделей, микропрепаратов, тренажеров для оказания первой
неотложной помощи, скелета человека, презентаций РР, мультимедийные
учебные издания;
практические методы – практические и лабораторные работы.
Формы организации образовательного процесса – индивидуальная,
групповая, парная
Формы организации учебного занятия – лекции, беседы, диспуты,
игры, практические занятия, презентации, контроль знаний.
Педагогические
технологии
–
технологии
группового,
дифференцированного, разноуровневого, проблемного обучения, коллективного
взаимообучения, исследовательской деятельности.
Алгоритм учебного занятия – занятие включает в себя следующие
этапы: актуализация и мотивация учебной деятельности, изучение нового
материала, выполнение практической работы, обобщение изученного материала,
контроль усвоения учебного материала, рефлексия.
Дидактические материалы – раздаточный материал (схемы, таблицы),
педагогический рисунок, инструкционные и технологические карты.

18

2.4. Список литературы
 Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. «Медицинская валеология». Ростов-на Дону: «Феникс», 2012;
 Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека.
Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.:
Вако, 2015- 143с.;
 Артюнина Г.П. «Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни» Издательство: "Академический проект",2009;
 Биология. Учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина,
М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» /сост. Н.. Спиридонова. - М.:
Дрофа, 2016;
 Биология. Контрольно-измерительные материалы. 8 класс, М.:
«Вако», 2014;
 Бубнов В.Г. и Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний».
Издательство: Астрель,2005;
 Драгомилов А.Г., Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: «Вентана –
Граф»2014г.;
 Зверев И.Д. Хрестоматия для чтения по анатомии по анатомии,
физиологии и гигиене человека. - М.: «Просвещение», 2013;
 Калинова Г.С. «ЕГЭ по биологии». Тематический сборник заданий.
– М.: Национальное образование, 2018;
 Курцева Т.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. - М.:
«Просвещение», 2016;
 Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. Справочные
материалы. 6-11 класс. М.: «Дрофа», 2009;
 Кудинова Л. М. «Задания для подготовки к олимпиадам. Биология
6-11 классы», Волгоград: «Учитель», 2005;
 Листова А.Ф. Гигиена детей и профилактика острых инфекций в
школе. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 2015.
 Лернер. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2015;
 Методические материалы и документы по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности». Книга для учителя. - М.:
«Просвещение», 2014;
 Модно быть здоровым. (Из опыта проведения Всероссийского
урока здоровья). Йошкар-Ола,2004;

19

 Образовательно-методический комплекс в дополнительном
образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В.
Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск :
Центр ОСИ, 2015. – 36 с.;
 Пепеляева О.А., И.В. Сунцова. Универсальные поурочные
разработки по биологии (человека) М.: «Вако»2005г.
 Предметные недели в школе: биология, экология, ЗОЖ.
Составители: В.В. Балабанова, Т.А. Маживцева. Волгоград: Издательство:
Учитель,2011.
 Соковия-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая
медицинская помощь. Учебное пособие. - М.: 2017.
 Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. СанктПетербург.
Издательство: «Петрос»,1995;
 Учебник: Пасечник. Биология. Человек. 8 класс: учебник для
общеобразовательных
организаций (концентрический курс). - М.:
Просвещение, 2021;
 ЕГЭ – 2022, ЕГЭ- 2022, ЕГЭ -2022. Тестовые задания.
Интернет-ресурсы
 http://www.college.ru/biology – сайт для педагогов и обучающихся
по биологии. Физиология человека.
 http://www.livt.net – сайт для обучающихся о разнообразии живых
организмов. Паразиты человека.
 www.hsea.ru Первая медицинская помощь.
 www.takzdorovo.ru - интернет-портал о здоровом образе жизни.
 http://learnbiology.narod.ru – сайт для обучающихся и педагогов по
биологии. Физиология человека.
 http://med.claw.ru– Медицинская энциклопедия. Анатомический
атлас. Патофизиология.
 http://www.skeletos.zharko.ru – опорно-двигательный аппарат
человека (сайт дляобучающихся).
 http://erudite.nm.ru – биографии учѐных (естествоиспытатели,
биологи, врачи).
 http:// chemistri.ssu.samara.ru – органическая химия / лекарственные
препараты и их свойства.
 http://www.ebio.ru– электронная биологическая энциклопедия
(раздел: человек и его здоровье).

20

1
1

7

1

8 9

1 1

10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

4
4

1
1
4

1
1
1
1
1
1
1
1

21

1

21 22

4

1
1
1

Месяц

2 полугодие
март

4

1
1
1
1
1

апрель

4

1
1
1
1

Тестирование, контрольная
работа, практическая работа
Самостоятельная работа,
Зачет

4
6

февраль

Тестирование, практическая
работа
Самостоятельная работа,
Зачет

1
5

январь

Тестирование, контрольная
работа, практическая работа
Самостоятельная работа

1
4

декабрь

Тестирование, практическая
работа
Самостоятельная работа

Кол-во
учебны
х
недель

3

ноябрь

Тестирование, практическая
работа
Самостоятельная работа

1
2

1полугодие
октябрь

Тестирование, контрольная
работа, практическая работа
Самостоятельная работа

Колво
часов
в
неделю
(гр.)

сентябрь

Тестирование, практическая
работа
Самостоятельная работа

Колво
часов
в
месяц
(гр.)

1

Тестирование, практическая
работа
Самостоятельная работа,
Зачет

Беседа
Тестирование, практическая
работа
Самостоятельная работа,
Зачет

Аттестация/ формы
контроля

Приложение 1

2.1. Календарный учебный график
май

23 24 25 26 27 28 29 30 31 3 33
2

1

34 3 3
5 6

4
4

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».