РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для обучающихся 2 класса Срок реализации 1 год Данная рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 N 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования», с. Крайнее 2023 1 1.Пояснительная записка Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ. В соответствии с новым Базисным учебным планом во 2 классе на внеурочную деятельность «Азбука дорожного движения» отводится 17 часов (из расчета 0,5 часов в неделю). Срок реализации 1 год. Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программноцелевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий. Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения. Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Задачи программы: обучающие: -способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира; развивающие: - способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, - формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья; воспитательные: - воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей; - способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения; - воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения. В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов. Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объѐме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому. Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. 2 Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. 2.Форма организации учебных занятий Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов. В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения. 3. Планируемые результаты Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила: перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков; перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями. Учащиеся 2-го класса должны уметь: переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из общественного транспорта; ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней; не создавать помех движению транспорта; определять опасные и безопасные участки дорог и улиц. дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта. 3 Тематическое планирование уроков по Правилам дорожного движения 2 класс № Тема занятия 1 2 Вводное занятие. Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Практическое занятие. Почему на улице опасно?(экскурсия ) Остановочный путь и скорость движения. Пешеходные переходы. Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы. Проект № 1 «Регулируемая дорога». Поездка на автобусе и троллейбусе. Поездка на трамвае и других видах транспорта. Дорожные знаки и дорожная разметка. Дорога в школу. Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист. Поездка за город. Дорога глазами водителей. Учусь читать дорожные знаки. Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». Кодекс выживания городского пешехода. КВН «Клуб внимательный пешеход». Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрѐстке». Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. Почему дети попадают в дорожные аварии. Итоговое занятие в «Автогородке». Итого 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Количество часов всего теория практи ка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 4