Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсах, учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ «Крайненская средняя школа» I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей в МБОУ «Крайненская средняя школа» 1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных актов: • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее - ФОП НОО); • приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее - ФОП ООО); • приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее - ФОП СОО); • приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее - ФГОС НОО третьего поколения); • приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее - ФГОС ООО третьего поколения); • приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее - ФГОС СОО); 1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины: • уровень образования (НОО, ООО, СОО) - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований; • федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы; • образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин 1 (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации; • рабочая программа - методический документ, определяющий организацию образовательного процесса, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня образования; • учебный предмет - единица (компонент) содержания образования, отражающий предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки; • учебный курс - целостная, логически завершенная часть содержания образования, расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета; • учебный модуль - часть содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов; • оценочные средства - методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы. 1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня образования по конкретному учебному предмету (курсу) учебного плана образовательной организации. Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной организации и осуществляется педагогическим работником или группой педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает возможности методического, информационного и технического обеспечения образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы. 1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции: • обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком; • обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования; • создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению; • обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся; • определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса, модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента обучающихся; • приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. 1.6. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Труд (технология)». 1.7. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО и ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Труд (технология)», «Основы безопасности и защиты Родины». 1.8. Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки рабочих программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО. 1.9. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника. 1.10. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно, до замены его новым положением. 2. Структура рабочей программы 2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением в соответствии с требованиями: • ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО; • локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2. 2.2. Компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей ООП НОО, ООО, СОО разработанных по ФГОС третьего поколения. • пояснительная записка (необязательный компонент); • содержание учебного предмета, учебного курса, учебного модуля; • планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса, учебного модуля; • тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля, и возможность использования по этой теме 2 электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании; • календарно-тематическое планирование; • оценочные материалы (необязательный компонент) 2.2.1. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование материалов, включенных в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 04.10.2023 № 738. 2.2.2. Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с учетом рабочей программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо одним или несколькими способами из предложенных ниже (по выбору педагога): • указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей программе; • оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы воспитания»; • указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание учебного предмета/учебного курса/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком; • отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования. 2.3. Раздел «Пояснительная записка» может включать: • цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса/учебного модуля; • нормативные документы, на основание которых составлена рабочая программа; • место учебного предмета/учебного курса/учебного модуля в учебном плане школы; • учебники и учебные пособия, которые используются в ходе изучения предмета/учебного курса/учебного модуля. • особенности представляемой программы: изменения, которые предлагает внести учитель с учетом особенностей контингента учащихся, целевого ориентира, особенностей образовательного учреждения; 2.4. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса, учебного модуля» по ФГОС третьего поколения конкретизируют соответствующий раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из требований ФГОС общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля подлежат оценке их достижения обучающимися. В разделе кратко фиксируются: • требования к личностным, метапредметным и предметным результатам; • виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата; • организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся (возможно приложение тематики проектов); • система оценки достижения планируемых результатов с приложением критериев оценивания каждого вида работы обучающегося, подлежащих оцениванию (устный ответ, контрольная работа, лабораторная работа, диктант, тест и пр.) и графика контрольных мероприятий. 2.5. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса, учебного модуля» по ФГОС третьего поколения включают: • краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования; • ключевые темы в их взаимосвязи; • преемственность по годам изучения (если актуально); • практические или лабораторные работы. • творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении. 2.6. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде таблицы, состоящей из граф: • наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися; • количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы • информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек, виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарнотематического 3 планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный год. № п/п Наименование разделов и программы Количество часов Всего Контрол. тем знаний Практич./ Лаборар. работы Электронные (цифровые) ОР 1 Раздел «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из колонок: номер урока по порядку; • наименование темы урока; • количество часов, отведенного на изучении темы (с указанием практических/лабораторных работ - для предметов - физика, информатика, география, биология, физ.культура; с указанием времени для контроля знаний и типа работы) • основные виды деятельности обучающихся на уроке; • дата проведения урока по плану; • ЭЦОР • домашнее задание (на усмотрение учителя). 2.7. • № п/п Тема урока Количество часов Всего Контрол. знаний Практич. работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 2.8. Рабочая программа учебного предмета (курса, модуля) может включать оценочные материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации: примерные тексты контрольных работ, примерные задания, утвержденные ШМО. 2.9. Титульный лист каждой рабочей программы соответствует установленной форме (см. приложение 1) и содержит следующую информацию: • наименование образовательного учреждения; • грифы рассмотрения школьным методическим объединением учителей, согласования с Педагогическим советом школы и утверждения приказом директора по ОУ с указанием номера и даты; • ГО номер (при наличии) • название дисциплины, учебного предмета, курса, модуля; • класс, для которого разработана данная программа; • сведения об учителе (ФИО, должность, категория, стаж, звания); • сроки реализации программы; • год разработки программы; 3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы 3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования) педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с преподаваемым учебным предметом. 3.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного учебного предмета, работающих в школе, или индивидуальной. 3.3. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО, ООО, СОО) с последующей корректировкой или на один учебный год. 3.54. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с федеральной рабочей программой учебного предмета федеральной образовательной программы уровня образования. Содержание и планируемые результаты разработанной педагогическим работником рабочей программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля). 3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ, подлежащих непосредственному применению и перечисленных в подпунктах 1.6 и 1.7 Положения: • изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность изучения учебного 4 материала и количество часов на изучение учебного предмета; • корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем федеральной рабочей программы. 3.7. Педагогический работник вправе: • расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения; • конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей программы; • выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858; • при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699; • выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и воспитания; • подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства. 3.8. Педагогический работник вправе представить рабочую программу на заседании методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения или неодобрения рабочей программы. Обязательному представлению на заседании методического объединения подлежат рабочие программы, разработанные составителем на основе учебно-методической литературы (рабочие программы элективов, факультативов) и имеющие более 50 процентов авторских подходов к организации содержания учебного материала. 3.9. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования) приказом руководителя школы. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и/или печатном варианте. 4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе \Сог