Образовательная программа дополнительного образования

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел образовательной программы
дополнительного образования ................................................................стр. 3
1.1. Пояснительная записка ..................................................................стр. 3
1.2. Цели и задачи дополнительного образования .............................стр. 5
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования ............ стр. 5
2.
Содержательный радел образовательной программы
дополнительного образования ................................................................стр. 7
2.1. Содержание дополнительного образования ................................стр. 7
2.2. Условия реализации дополнительного образования ..................стр. 10
2.3. Планируемые результаты освоения программы .........................стр. 11
3.
Организационный раздел образовательной
программы дополнительного образования ............................................стр. 12
3.1. Учебный план МБОУ «Крайненская средняя школа» по реализации
образовательной программы дополнительного образования на 2023/2024 учебный
год .................................................................................................................. стр. 13

2

1.

Целевой раздел образовательной программы дополнительною образования
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания,
развития
личности
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных
программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ «Крайненская
средняя школа» (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется
на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 - 1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственною санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении Сан Пи II 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополни тельного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 гола,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 - р;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г.
№2106;
- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 - р «План мероприятий
на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования
детей»;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
- Устав МБОУ «Крайненская средняя школа»;
Дополнительное образование в соответствии с частью I статьи 75 Федерального
закона № 273 - ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовнонравственном. физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободною
времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку' детей, проявивших
выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом
возрастных и индивидуальных способностей детей.
3

Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимальною развития
личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их
родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к
академическому учению.
Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса
становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных
развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным,
взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности
детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также
занятиях физической культурой и спортом:
- формирование культуры здоровою и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического и трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц.
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся Учреждения
соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих
способностей
детей.
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их
свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования
программ, имеющих техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную,
художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности,
и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и
навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании
детей;
- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования
по общеразвивающим программам:
- обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного,
трудового развития и воспитания обучающихся;
- формирование условий для создания единого образовательного пространства;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
4

- формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и
адаптации к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.

1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного
образования в Учреждении заключается в том. что оно. дополняя возможности и
потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования,
развивать и осуществлять в полной мерс технологии и идеи личностно-ориентированного
образования.
Деятельность школы по дополнительному образованию детей строи 1ся на
следующих принципах:
- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее,
чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не
бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то. что уже есть, выращивать
то. чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные
виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов,
учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально
благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта,
исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) - творчество обучающегося
(или коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора
объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации
делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных
объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские
качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
- образовательная - обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным
программам, получение им новых знаний;
- воспитательная - обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в
гимназии культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров,
ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная - передача педагогом ребенку макси мольного объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского
5

общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
- интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная - освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально
значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление
ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой
деятельности:
- социализация - освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для
жизни;
- самореализация - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых
формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного
образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической
педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на
самореализацию. личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность
на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

6

2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного
образования
2.1. Содержание дополнительного образования
Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется через
техническую,
естественнонаучную.
физкультурно-спортивную,
художественную,
туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности.
Целью технической направленности дополнительного образования является развитие
интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию,
учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению
практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи.
Целью художественной направленности является: нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе
достижения этой цели задачами объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства
радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей:
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры,
произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования
является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся,
формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает
решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил:
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
проигрышу;
-организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности,
любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике,
физике, биологии, экологии, химии, способствуют формированию интереса к научноисследовательской деятельности обучающихся.
Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебноисследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целою ряда
дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география,
природоведение, медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому
просвещению и повышению уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению
нравственных и правовых принципов природопользования.
Задачи:
-формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путей
их разрешения;
-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного
поведения и деятельности, здорового образа жизни:
7

-развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по охране
окружающей среды (способности к анализу экологических ситуаций).
Целью туристско-краеведческой направленности является совершенствование
системы образования на основе изучения родного края с использованием туристскокраеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых,
физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.
Задачи:
-усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного
края в процессе внеучебной деятельности;
-создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития
ключевых компетентностей школьников:
-формирование потребности в активной жизненной позиции по сохранению и
преобразованию родного края:
Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного образования
ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов
своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена
коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений,
адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской
социальной инициативы является одной из главных задач социально педагогического
направления, которая актуальна прежде всего потому, что сейчас на передний план выходит
проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей
культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт
проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание образовательных программ соответствует:
• достижениям мировой культуры, российским традициям;
• определенному уровню образования:
• направленностям дополнительных общеразвивающих программ:
• современным образовательным технологиям. которые отражены:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования Учреждения:
• практические (упражнения, самостоятельные задания)
• наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
• демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений)
• дидактические (использование обучающих пособий)
• иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и
периодической печати)
• словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
• игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
• ассоциативные (основаны на ассоциациях - высших корковых функций головного
мозга)
• технологические (использование различных педагогических технологий в
организации работы с детьми)
• репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей
функции памяти). Используются при повторении, закреплении.
8

• Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном
фактическом материале)
• проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
• частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка
отдельных проблемных вопросов)
• исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
• Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
• Конкурс
• Фестиваль
• Соревнование
• Экскурсия
• Концерт
• Выставка
• Викторина и т.д.
2.1. Условия
образования

реализации

образовательной

программы

дополнительного

Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения
целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программнометодическою, психологического характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы
дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого
воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется
социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей
(законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть
особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи,
которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и
кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции
основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от
6.6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако
в соответствии с СанПиН. посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях
(секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий
спортивного и неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах - 40 - 45 минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 04 сентября и
заканчивается 24 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в
зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать
лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы,
мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение
самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие
виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется
9

содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых
результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием
программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей
(законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом
дополнительного образования.
В МБОУ «Крайненская средняя школа» созданы необходимые условия для
организации дополнительного образования:
Кадровые условия - направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов
дополнительного образования с учителями-предметниками, классными руководителями,
совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических,
общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и. в
частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и
профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования
Учреждения информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1) возможность достижения обучающимися определенных результатов:
2) соблюдение
санитарно-гигиенических
норм,
требований
пожарной
и
электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.
Кабинеты Учреждения оборудованы экранами, обеспечивающими информационную
среду для эксперимента и наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по художественной направленности имеется кабинет музыки, актовый зал.
Спортивный зал включает набор спортивною инвентаря: мячи волейбольные, мячи
баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, маты, а также
спортивные комплексы для лазания, подтягивания.
Актовый зал (на 80 посадочных мест) имеет оборудование для проведения массовых
мероприятий: микрофоны, колонки, ноутбук. музыкальный центр.
2.3.

Планируемые результаты освоения программы

Одним
из
ключевых
элементов
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты се освоения
обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых установок
освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу
программы, письменную формулировку предполагаемых достижений обучающегося,
которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации
дополнительных программ необходимо ориентироваться на метапредметные. предметные
и личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы
деятельности. применяемые ими как в рамках образовательною процесса, так и при
решении жизненных ситуаций: могут быть представлены в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими
компонентами:
мотивационно-ценностными
(потребность
в
самореализации,
10

саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации):
когнитивными (знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень
притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия.
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая
формируется через усвоение учебною материала, и систему формируемых действий,
которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и
преобразование: могут включать теоретические знания по программе и практические
умения, предусмотренные программой.
Оценка
образовательных
результант
обучающихся
по
дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты опенки
достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных
интересов в дополнительном образовании, а также возможности диагностирован»
мотивацию достижений личности
Согласно Федеральному закону №• 273 ФЗ итоговая аттестация по дополнительным
общеразвивающим программам не предусматривает проведение итоговой аттестации
промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом
(выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.)
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МБОУ «Крайненская
средняя школа» позволит достичь следующих результатов:
Нормативно-правовое обеспечение:
- сохранить государственные гарантии доступности дополнительною образования
детей:
- совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования.
2 Ресурсное обеспечение:
создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей.
- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования
детей;
- создать условия для поддержки профессионального развития педагогических
кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных видов направленности
дополнительных общеразвивающих программ.
3 Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:
организовать дополни тельное образование в соответствии с социальным заказом.
- содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образования
легок:
- внедрить
интегрированные
программы
дополнительного
образования,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей.

11

3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного
образования
3.1. Учебный план МБОУ «Крайненская средняя школа» по реализации
образовательной программы дополни тельного образования
Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного
образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и
качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для
раскрытия
природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческою
потенциала личности школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую педелю и составлен с учетом
•мирового, программно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Учебный план отражен в приложении I.
3.2. Аннотация к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
Название
программы

Краткое содержание программы
Естественнонаучная направленность

Человек и его
здоровье

Педагогическая целесообразность образовательной программы
“Человек и его здоровье” определена тем, что ориентирует
обучающихся на приобщение к здоровому образу жизни, применение
полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности,
улучшение своего здоровья. Благодаря эколого-биологическому
образованию и воспитанию у обучающихся формируется
представление о влиянии окружающей среды на здоровье человека,
стремление к здоровому образу жизни и понимание активной роли
человека к природе – в этом и заключается педагогическая
целесообразность разработанной образовательной программы.
Техническая.

Основы
Изучение робототехники позволяет решить задачи, которые стоят
робототехники перед информатикой как учебным предметом. А именно,
с DOBOT
рассмотрение линии алгоритмизация и программирование,
исполнитель, основы логики и логические основы компьютера. На
занятиях по робототехнике осуществляется работа с образовательным
роботизированным манипулятором (ОРМ) серии «DOBOT Magician».
Для создания программы, по которой будет действовать модель,
используется современный специальный язык программирования
Pyton, а также его графический аналог.

12

Приложение 1
Учебный план МБОУ «Крайненская средняя школа» по peaлизации
образовательной пpoграммы дополнительного образования
на 2023/2024 учебный год
Учебный

план по реализации

образовательной программы дополнительного

образования Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и
качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для
раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития
творческого потенциала личности школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую педелю и составлен с учетом
кадрового,

программно-методического

и

материально-технического

обеспечения

образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей включает в себя
следующие направленности:
1. Естественнонаучная направленность;
2. Техническая.
Учебный план
по реализации образовательной программы дополнительного
образования на 2023/2024 учебный год
№

Название

п/п

программы

Направленность

График работы

Ф.И.0.
педагога

Естественнонауч
ная

Понедельник

Велиляева Н. С.

Техническая

Понедельник

Должность

дополнительного
образования
1

2

Человек и его
здоровье

Основы
робототехники с
DOBOT

Учитель
биологии и химии

15.35.-16.20.
Курдау Р.А.

Учитель физики

15.35.-16.20.

13

/2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».