РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курса: «Финансовая грамотность» Направление: общеинтеллектуальное Возраст обучающихся 3 класс учитель - Ткачук Галина Федоровна Срок реализации: 1 год Количество часов: Всего: в 3 классе - 34 часов, 1 час в неделю. Программа разработана на основе: - Федерального закона «Финансовая грамотность» от 14.12.95 №198-ФЗ; - письма Министерства образования, науки и молодежи республики Крым от 24.06.2016г. № 01-14/2239 «О внедрении Комплексной программы по изучению финансовой грамотности»; - авторской комплексной программы: «Финансовая грамотность» Ю.Н.Корлюгова. 2023 г. Пояснительная записка Список нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа: рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность» /Ю.Н.Корлюгова.- М. : ВИТА- ПРЕСС,2014 г. Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Возрастная группа учащихся Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». К концу обучения младшие школьники должны научиться логически рассуждать; обоснованно делать выводы; доказывать своѐ мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; находить решения в новых и неожиданных ситуациях; взаимодействовать в парах и группах, применять полученные знания и умения для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность». Личностными результатами изучения данного курса являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные результаты (формирование УУД) Регулятивные УУД • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей Познавательные УУД • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; Коммуникативные УУД • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчѐтов. Результаты первого уровня. — приобретение младшим школьником знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий, формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность; Результаты второго уровня. — младший школьник самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать; Результаты третьего уровня. — младший школьник самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Тема раздела Форма Виды деятельности организации Вводное занятие Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, Обмен и Мозаика возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры деньги «Один — два — товарных денег. Приводить примеры первых монет. Объяснять, почему появились вместе» (Тестовые монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные задания с деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. открытым Описывать старинные российские деньги. Решать задачи с элементарными ответом) денежными расчѐтами. Объяснять, что такое безналичный расчѐт и пластиковая Дерево решений. карта (задания по классификации) Мозговой штурм МиниОписывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в Семейный исследование заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры бюджет Кейс (ситуации из того, что можно сдать в аренду. реальной жизни с Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки разработанными к по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. ней вопросами) Объяснять, как появляются сбережения и долги. Аукцион Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как Диаграмма можно экономить. Составлять бюджет на простом примере. Приводить примеры связей(интеллект- доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений. карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mindmap) Календарно-тематическое планирование № Перечень разделов и тем Количество часов Обмен и деньги -24 часа 1 Что такое деньги и откуда они взялись 1ч 2 Появление обмена товаров 1ч 3 Первые деньги 1ч 4 Монеты 1ч 5 Бумажные деньги 1ч 6 Вопросы и задачки 1ч 7 Рассмотрим деньги поближе. 1ч 8 Защита от подделок. 1ч 9 Гурт. Подделка монет 1ч 10 «Орѐл» и «решка». 1ч 11 Аверс и реверс. Номинал 1ч 12 Номинал банкнот. Защита от подделок 1ч 13 Какие деньги были раньше в России. 1ч 14 Клады. «Меховые» деньги. 1ч Дата по плану Дата по факту 15 Первые русские монеты 1ч 16 Рубль и копейка 1ч 17 Рубль и монета 1ч 18 Современные деньги России и других стран 1ч 19 Современные деньги России и других стран 1ч 20 Доллары и евро – самые известные иностранные деньги 1ч 21 Доллары и евро – самые известные иностранные деньги 1ч 22 Банки. 1ч 23 Наличные, безналичные и электронные деньги 1ч 24 Как не стать жертвой мошенников. 1ч Семейный бюджет - 10 часов 25 Откуда в семье деньги 1ч 26 Клады, лотереи, наследство 1ч 27 Заработная плата 1ч 28 Пенсии, пособия, стипендии 1ч 29 Аренда и проценты в банке, кредиты 1ч 30 На что тратятся деньги. 1ч 31 Расходы на самое необходимое 1ч 32 Откладывание денег и непредвиденные расходы 1ч 33 Как умно управлять своими деньгами. Вопросы и задачки 1ч 34 Итоги за год 1ч